Начало скрипта
Страница: prosveshenie
Регион:
Название сайта: Азово-Черноморская природоохранная прокуратура
Дата: 2023-12-05
Время: 08:58
2023-09-19

Внесены изменения в правила выдачи разрешений на временные выбросы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2023 № 1495 внесены изменения в Правила выдачи разрешений на временные выбросы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 828.

Согласно новой редакции разрешение на временные выбросы выдается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал).

Срок рассмотрения заявки на продление разрешения снижен с 15 до 9 рабочих дней. Разрешение на временные выбросы оформляются в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Росприроднадзор не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия разрешения на временные выбросы посредством единого портала уведомлять заявителя об истечении срока действия такого разрешения.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

 
2023-06-29

Административная ответственность за незаконную охоту, ограничения осуществления охоты.

Охрана и использование животного мира и среды его обитания регулируются Федеральным законом «О животном мире», а также принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации.

Согласно данному Федеральному закону за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования животного мира и среды их обитания наступает административная и уголовная ответственность.

Аналогичные требования закреплены в ст. 57 Федерального закона «Об охоте», где к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами. Кроме того указанный закон предусмотрел, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения охоты в том числе запрет охоты, установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, определение сроков охоты.

Так, в соответствии со ст. 1 закона «Об охоте» под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты.

В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» обращено внимание судов на то, что объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП, является нарушение правил охоты, т.е. требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории РФ, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения.

Такие действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления.

Наказание за нарушение по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрено в виде штрафа в размере до 35000 рублей. В качестве дополнительных видов наказаний предусмотрены конфискация орудий охоты и лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет.

Этой же статьей предусмотрена ответственность за осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, а также не предъявление по требованию должностных лиц уполномоченных органов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.

 
2023-06-15

Административная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Законодательство Российской Федерации устанавливает приоритет сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания при осуществлении любой хозяйственной деятельности.

Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов, которая влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, установлена ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Наложение штрафа на указанных нарушителей может сопровождаться конфискацией у них судна и других орудий добычи водных биологических ресурсов.

 
2023-05-23

Уголовная и административная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Согласно нормам Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

За нарушение режима особо охраняемой природной территории предусмотрена уголовная и административная ответственность по ст. 262 УК РФ, ст.8.39 КоАП РФ.

Так, за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, предусмотрено наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа в размере до 500 тыс. руб.

Привлечение к ответственности не освобождает виновное лицо от исполнения обязанности по компенсации вреда.

 
2023-04-19

Уголовная ответственность за порчу земли

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность в случае отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст.254 УК РФ).
Под причинением вреда здоровью человека при совершении указанного преступления, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.

Существенный вред окружающей среде выражается в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека.

Привлечение к уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от исполнения обязанности по компенсации вреда.

Ответственности по данной категории уголовных дел подлежат лица, достигшие возраста 16 лет.

Санкцией статьи предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

 
2023-04-04

С 1 сентября 2023 г. оптимизируются процедуры выдачи, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 внесены изменения в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В частности, сокращаются сроки межведомственного информационного взаимодействия, рассмотрения заявки и материалов на получение разрешения, продление разрешения.

Также сведения о разрешении будут предоставляться в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерного штрихового кода (QR-кодом), содержащего в кодированном виде адрес страницы в сети «Интернет», с размещенными на ней сведениями о соответствующем разрешении.

 
2023-03-15

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

С 01.03.2023 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».

Разрешение выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить разрешение.

Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.

 
2022-12-13

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

01.03.2023 вступает в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.04.2022 № 244, которым утверждены новые правила тушения лесных пожаров.

Указанные Правила установлены в целях:

- организации руководства работами по тушению лесных пожаров;

-предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

- организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров.

Работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», при тушении лесных пожаров функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров возлагаются на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Федеральным агентством лесного хозяйства создается федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров, а также соответствующие штабы в федеральных округах. Указания федерального штаба, а также соответствующих штабов в федеральных округах по координации деятельности по тушению лесных пожаров, выданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения.

Помимо прочего регламентированы вопросы организации руководства работами по тушению лесных пожаров, порядок и особенности тушения лесных пожаров.

 
2022-12-13

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

С 01.09.2022 утратили силу Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

Новые Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 07.05.2022 № 830, устанавливают следующие изменения:

- Федеральная служба в сфере природопользования, как оператор государственного реестра, наделена полномочиями по осуществлению мониторинга за ведением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных государственных реестров;

- сроки предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС (постановки объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС, снятия объектов НВОС с государственного учета) сократилось до пяти рабочих дней;

- результатом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство, подготовленное в форме выписки из государственного реестра;

- появилась возможность корректировки учетных сведений об объектах НВОС по инициативе уполномоченного органа или по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя).

 
2022-09-15

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 10.03.2022 № 174 внесены изменения в Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденный приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13.

В соответствии с новыми правилами, одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, в том числе в электронной форме, заявитель вправе представить копии документов, содержащих сведения о своей национальности, указанные в части 6 статьи 7.1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также иные документы и их копии, подтверждающие право заявителя на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Также изменены требования к фотографиям, которые предоставляются одновременно с заявлением.

Гражданам, желающим получить охотничий билет, необходимо предоставить две черно-белые фотографии размером 30х40 мм четким изображением лица анфас без головного убора, а также элементов одежды и волос, закрывающих какую-либо часть лица.

На изображении должны быть отображены все особенности лица фотографируемого, в том числе возрастные.

Не допускается представление фотографии в форменной, верхней одежде, а также с отредактированным изображением в целях улучшения внешнего вида лица или его художественной обработки.

 
2022-08-12

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

С 01.09.2022 вступает в силу постановление Правительства РФ от 18.05.2022 № 897, которым обновлен порядок выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению для компенсации вырубки лесных насаждений.

Речь идет о работах по лесовосстановлению или лесоразведению лицами:

- осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Лесовосстановление или лесоразведение осуществляется заинтересованными лицами самостоятельно или с привлечением за свой счет иных лиц на предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения землях иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Рослесхоз размещает информацию о территориях, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения в текстовом и графическом виде по установленной форме.

Заинтересованные лица в срок со дня представления последнего отчета об использовании лесов, при котором производилась рубка лесных насаждений, но не позднее 6 месяцев со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН вправе выбирать для осуществления лесовосстановления или лесоразведения территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения.

Заинтересованные лица осуществляют агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение 3 лет со дня посадки.

Аналогичное постановление Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 утрачивает силу.

 
2022-08-12

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

С 01.09.2022 вступает в силу приказ министерства природы России 17.01.2022 № 23, которым обновлены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их выполнения, а также порядок заключительного осмотра лесосеки

Установлено, в частности, что лесосечные работы выполняются с использованием или без использования машин (в том числе самоходных машин, других видов техники) и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины.

По результатам осмотра лесосеки акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также обновлены форма технологической карты лесосечных работ и форма акта заключительного осмотра лесосеки.

Утрачивает силу аналогичный приказ министерства природы России от 27.06.2016 № 367.

 
2022-08-12

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Приказом министерства природы России от 29.12.2021 № 1024, который вступает в силу с 01.09.2022, актуализированы Правила лесовосстановления.

Так, Правила учитывают обновленные ст.62, 63.1 и 89.1 Лесного кодекса РФ.

Данным документом уточняются понятия естественного, искусственного и комбинированного лесовосстановления, также скорректирован перечень лиц, на которые возложена обязанность по выполнению лесовосстановления.

Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, а также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого проведена рубка лесных насаждений либо осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, не позднее чем за 45 рабочих дней до начала лесокультурного сезона на территории субъекта РФ размещает на своем сайте информацию об объемах посадочного материала и местах приобретения саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления, подлежат обследованию уполномоченным органом, по результатам которого уполномоченный орган принимает решение о возможности проведения лесовосстановления на обследованных землях. Информация об указанных землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, размещается уполномоченным органом на своем сайте.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 04.12.2020 № 1014.

 
2022-08-12

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

В ходе осуществления надзорной деятельности, природоохранной прокуратурой выявляются факты отсыпки для выравнивания земельных участков отходами - боем кирпича, бетона, бордюрами, строительным мусором.

Указанная деятельность является незаконной, так как в силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Отсыпка отходами земель при проведении строительства также запрещена ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Лицо, разместившее отходы на земельном участке, не предназначенном для данных целей, может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ (далее – Кодекс), собственник земельного участка понесет наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 Кодекса, а также будет обязан возместить вред, причиненный окружающей среде в результате загрязнения почв.

Таким образом, во избежание нарушений законодательства, отходы необходимо вывозить строго на полигоны, имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

 
2022-07-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

С 01.09.2022 вступает в силу приказ Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления».

Правила учитывают обновленные статьи 62, 63.1 и 89.1 Лесного кодекса РФ.

Уточняются понятия естественного, искусственного и комбинированного лесовосстановления.

Скорректирован перечень лиц, на которые возложена обязанность по выполнению лесовосстановления.

Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, проводят работы по лесовосстановлению путем посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород с закрытой или открытой корневой системой, выращенных в лесных питомниках, а также обеспечивают проведение агротехнических уходов за созданными лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого проведена рубка лесных насаждений либо осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, не позднее чем за 45 рабочих дней до начала лесокультурного сезона на территории субъекта РФ размещает на своем сайте информацию об объемах посадочного материала и местах приобретения саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления, подлежат обследованию уполномоченным органом, по результатам которого уполномоченный орган принимает решение о возможности проведения лесовосстановления на обследованных землях. Информация об указанных землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, размещается уполномоченным органом на своем сайте.

Одновременно вводится форма проекта лесовосстановления.

Утрачивает силу аналогичный Приказ Минприроды России от 04.12.2020 № 1014.

 
2022-07-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.05.2022 № 886 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы». Данное постановление вступает в силу с 01.09.2022.

Так, временно разрешенные сбросы для объектов II категории устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, а для объектов III категории - в отношении высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), включенных в перечень загрязняющих веществ.

Временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения разработанного плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.

Заявка на получение, продление либо переоформление разрешения на временные сбросы подается юридическим лицом или ИП по установленной форме в виде документа на бумажном носителе либо в виде электронного документа.

Приводится перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на временные сбросы и перечень оснований для прекращения действия разрешения на временные сбросы.

Разрешение на временные сбросы оформляется по установленной форме в виде документа на бумажном носителе и направляется заявителю по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись или в виде электронного документа и направляется посредством электронной почты.

Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на 1 год в случае подачи заявки на продление разрешения юридическим лицом или ИП, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте, при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом мероприятий по охране окружающей среды показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.

 
2022-07-04

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

28.06.2022 принят Федеральный закон № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесенными изменениями предусмотрено, что рыболовный журнал является документом, содержащим информацию о добыче (вылове) водных биоресурсов, о судне, используемом для осуществления рыболовства, об орудиях добычи (вылова) водных биоресурсов, используемых при осуществлении рыболовства, о производстве на судне рыбной продукции, о приемке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке уловов водных биоресурсов, рыбной продукции.

Документом определены перечень лиц, которые обязаны вести рыболовный журнал, порядок ведения рыболовного журнала, а также установлены случаи, в которых рыболовный журнал может вестись в форме документа на бумажном носителе или электронного документа.

Кроме этого, закреплено, что разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, в том числе с использованием Единого портала госуслуг. Разрешение может быть выдано в форме документа на бумажном носителе по желанию лица, обратившегося с заявлением о его выдаче, в случае, если указанным лицом осуществляется ведение рыболовного журнала в форме документа на бумажном носителе.

Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2023, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

 
2022-06-29

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

28.06.2022 принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах».

Согласно тексту закона пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами РФ, если иное не установлено федеральными законами.

В связи с этим для пользователя недр, являющегося иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, установлен срок, в течение которого он обязан создать юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ, и определен порядок перехода права пользования участками недр к созданному юридическому лицу.

Кроме этого, документом предусмотрено, что субъекты естественной монополии в области железнодорожного транспорта могут быть пользователями недр на участках местного значения.

Право пользования участком недр для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, может быть предоставлено без проведения аукциона юридическим лицам, с которыми субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта заключены гражданско-правовые договоры.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 
2022-06-27

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1064 «О внесении изменений в приложение № 10 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353» определено, что в 2022 и 2023 годах обеспечивается проведение государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов в срок до 10 календарных дней со дня их поступления, за исключением случаев государственной или муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, предусматривающих использование лесов в соответствии со ст. 29 «Заготовка древесины» Лесного кодекса РФ, для которых устанавливается срок до 15 календарных дней.

В 2022 году в спелых и перестойных еловых насаждениях с отсутствием подроста и молодняка целевых пород, расположенных на арендованных лесных участках, допускается рубка лесных насаждений без сроков примыкания лесосек, установленных в правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, при условии проведения на вырубленных площадях искусственного лесовосстановления.

Лица, на которых возложены обязанности по лесовосстановлению или лесоразведению, выполняют указанные мероприятия в 2022 году путем посадки сеянцев и (или) саженцев с открытой корневой системой и закрытой корневой системой. При этом не менее 20 процентов проводимых мероприятий по лесовосстановлению или лесоразведению должны осуществляться путем посадки сеянцев и (или) саженцев с закрытой корневой системой, за исключением степных зон, зон полупустынь и пустынь.

Кроме того, до 01.05.2024 продлены сроки рубки лесных насаждений при осуществлении заготовки древесины, хранения и вывоза древесины по действующим лесным декларациям, поданным до 01.05.2022.

 
2022-06-24

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 утверждены Правила выдачи разрешения на временные сбросы.

Так, временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.

Приводятся в числе прочего порядок подачи заявки на получение разрешения на временные сбросы, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке, порядок ее рассмотрения.

Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на 1 год в случае подачи заявки на продление разрешения при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.

Настоящее постановление действует 6 лет.

 
2022-06-22

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Россельхознадзором разъяснен порядок обеспечения древесиной граждан, юрлиц и предпринимателей

В письме от 10.03.2022 № ИС-02-54/5395 «Об обеспечении граждан древесиной для собственных нужд» сообщается, в частности, что реализация древесины, заготовленной государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 Лесного кодекса РФ, гражданам для собственных нужд (в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд), осуществляется по договорам между учреждением и гражданином, заключаемым без проведения торговых процедур.

Реализация древесины юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями должна осуществляться на организованных торгах.

 
2022-06-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

С 01.03.2022 в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения
о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее – Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами
I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются: индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной пп. «а» - «г», «з», «л», «м» п. 8 Положения о ФГИС ОПВК; оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» - «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно п. 6 ст. 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

 
2022-06-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 № 2091 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 971» расширен перечень полномочий, осуществляемых Россельхознадзором.

Так, Служба, в числе прочего: осуществляет обмен необходимой информацией в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с национальными организациями или уполномоченными организациями, обеспечивающими государственный контроль в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; инспектирует места производства продукции растительного происхождения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в части проверки соблюдения обязательных требований к применению пестицидов и агрохимикатов; устанавливает порядок предоставления, состава и объема сведений о сериях, партиях лекарственных средств для ветеринарного применения, поступающих в гражданский оборот в Российской Федерации, предоставляемых производителями лекарственных средств для ветеринарного применения и организациями, осуществляющими ввоз лекарственных средств для ветеринарного применения в Российскую Федерацию; осуществляет государственную регистрацию кормовой добавки, внесение изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированную кормовую добавку, выдачу задания на проведение экспертизы кормовой добавки, выдачу выписки из государственного реестра кормовых добавок, отмену государственной регистрации кормовой добавки, приостановление и возобновление государственной регистрации кормовой добавки; устанавливает формы: заявления о государственной регистрации кормовой добавки, инструкции по применению кормовой добавки, заявления о выдаче выписки из государственного реестра кормовых добавок, типовой формы выписки из государственного реестра кормовых добавок, заявления о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированную кормовую добавку, заявления об отмене государственной регистрации кормовой добавки.

 
2022-06-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается действие с 22.02.2022 и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.

Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:

- обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;

- изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;

- обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;

- принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

- мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;

- смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;

- адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Ожидаемые результаты Программы:

- разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;

- создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;

- формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;

- разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;

- использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.

 
2022-06-21

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступили в силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно. Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • ж/д транспорт;
  • водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

 
2022-06-17

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Вид на каньон Белые Скалы
Национальные парки – особо охраняемые природные территории федерального значения.

В границах данных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность для сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационной деятельности.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; экологическое просвещение населения и т.д.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков.

В границах парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти. Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

За посещение физическими лицами территории национальных парков в целях туризма и отдыха взымается плата.

 
2022-06-17

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Дендрологические парки и ботанические сады – особо охраняемые природные территории, созданные для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах таких территорий, ограничиваются в гражданском обороте. На этих территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Земельные и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим их управление, в постоянное (бессрочное) пользование.

Задачи, функциональное зонирование и особенности режима особой охраны территории каждого дендрологического парка или ботанического сада определяются положением.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.

 
2022-06-17

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.

Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования, а их генетический фонд – сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Ввоз, вывоз из России, а также оборот редких растений и животных регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений предусмотрен штраф.

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

 
2022-06-15

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.

Приказом Росводресурсов от 19.08.2021 № 221 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования.

Данный документ вступил в силу с 12.04.2022.

Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования Федеральным агентством водных ресурсов, в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «О перечне водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов РФ», а также морей и их отдельных частей.

Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги не предусмотрено.

В Административном регламенте приводятся формы необходимых документов.

 
2022-06-09

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.


09.04.2022 вынесено постановление Правительства РФ от 09.04.2022 № 626 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».

Вышеуказанным постановлением закреплено, что в период с 12 апреля до 31 декабря 2022 года представление материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы не требуется в случае проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов, предусмотренных пп. 7 - 7.10 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В 2022 году государственная экологическая экспертиза проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, по решению заказчика может не проводиться в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят:

- к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов;

- к увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов.

Подтверждением отсутствия указанных изменений является заключение разработчика проектной документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы и предусматривающей такие изменения, содержащее обоснование в виде пояснений, расчетов и выводов, подписанное уполномоченным лицом.

Указанные изменения могут быть внесены в проектную документацию при проведении государственной экологической экспертизы.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок реализации программы повышения экологической эффективности продлен на 2 года.

 
2022-03-25

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

30.12.2021 принят Федеральный закон № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен ст. 16.1 «Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду», ст. 75.1 «Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», ст. 78.2 «Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований», а также ст. 80.3 «Финансирование работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде».

Закон дополнен главой VII.1 «Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов», в которой закрепляются требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов, планы мероприятий и обеспечение их финансовой реализации и т.д.

Ряд статей Федеральный закон «Об охране окружающей среды» изложены в новой редакции.

Вышеуказанные изменения вступают в силу с 01.09.2022, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

Данным законом предусмотрено, что положения п. 1 ст. 56.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности и объектов размещения отходов I и II классов опасности к отдельным производственным объектам, а также ведения реестра отдельных производственных объектов применяются с 01.03.2035, положения пункта 5 ст. 75.1 . не применяются до 01.09.2022 в части целевого использования административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а положения п. 5 ст. 78.2 не применяются до 01.09.2022 в части целевого использования соответствующих средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

 
2022-03-11

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 21.12.2021 г. № 427-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) в области охраны окружающей среды, которые вступили в силу с 01.02.2022 г.

Так, глава 8 КоАП РФ дополнена статьей 8.51 – Нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с которой невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля в соответствии с законодательством в области окружающей среды, а также оснащение указанных источников системами автоматического контроля с нарушением установленных требований, влечет за собой наказание в виде наложения административного штрафа.

При повторном совершении административного правонарушения, предусмотрена более строгая мера ответственности – дисквалификация должностного лица на срок от шести месяцев до одного года.

Также, правонарушения, описанные в новой статье, законодатель отделяет от составов, предусмотренных ст. 8.5, 8.21 КоАП РФ, с целью недопущения ошибочной квалификации правоприменителями.

Административные дела указанной категории вправе рассматривать должностные лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора, а также мировые судьи.

 
2022-03-10

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Природоохранная прокуратура разъясняет, что с 01.03.2022 вступил в силу приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871, которым утверждена новая редакция Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

Новый Порядок дополнен положениями, позволяющими обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых (функционирующих) на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются передвижные источники, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.

Хозяйствующий субъект вправе не учитывать выбросы передвижных источников в случае, если на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, не осуществляется промышленное производство и если на объекте эксплуатируются исключительно легковые автомобили и (или) автобусы для перевозки людей в количестве не более двадцати единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более трех единиц в день.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) передвижные источники следующих видов: автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов; самолеты и иные воздушные суда; ж/д транспорт; водные суда.

Также учитываются выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников. В случае, если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, как выбросы от стационарных источников, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

 
2022-03-09

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

С 01.01.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.12.2021 № 2284 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году».

Данным постановлением срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, действие которого истекает в период до 31.12.2022, продлен до 31.12.2023, при условии, если реализация объекта экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение.

Также Правительство РФ указало, что до 31.12.2022:

- обсуждение объекта государственной экологической экспертизы и материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, с гражданами и общественными организациями (объединениями), включая представление участниками обсуждения замечаний и предложений, организуется с использованием средств дистанционного взаимодействия;

- при предоставлении государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы могут использоваться средства дистанционного взаимодействия.

 
2022-03-09

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Природоохранная прокуратура обращает внимание, что в 2022 году увеличился повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

Так, указанные ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876, применяются с коэффициентом 3,06.

Размер ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в 2022 году составляет 214 руб. за 1 тыс. куб. м. водных ресурсов.

 
2022-02-14

Азово – Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 21.12.2021 № 420-ФЗ внесены изменения в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Изменениями, внесенными в ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ определено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, являющихся средой обитания, местами воспроизводства, нереста, нагула, миграционными путями особо ценных водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова), сохранения таких видов водных биологических ресурсов и среды их обитания, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона берега.

Азово -Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура обращает внимание, что данные изменения начали свое действие с 01.01.2022.

 
2022-02-03

Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Согласно Закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр в том числе являются соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

С 01.01.2022 вступили в силу изменения, касающиеся ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Так, в соответствии со ст. 26 Закона «О недрах», консервация и ликвидация считается завершенной только после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, в том числе осуществляющими федеральный государственный геологический контроль.

Консервация и ликвидация скважин осуществляется в соответствии с проектной документацией и иными требованиями, предусмотренными ст.ст. 22, 23 Закона «О недрах».

На территории Краснодарского края органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также уполномоченным подписывать акты о ликвидации и консервации является Южное межрегиональное управление Росприроднадзора.

 
2021-03-09

Федеральный закон от 9 марта 2021 года № 39-ФЗ внес изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил основные правила раскрытия и предоставления информации о состоянии окружающей среды.

Согласно Федеральному закону, информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) представляет собой сведения (независимо от формы их представления) об окружающей среде, в том числе о ретроспективном, текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, происходящих в ней процессах и явлениях, а также воздействии на окружающую среду осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности, проводимых и планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды.

В отношении такой информации установлен общедоступный режим, а на органы государственной власти и местного самоуправления возложена обязанность по ее размещению в сети «Интернет» в форме открытых данных.

При этом такая информация должна содержать сведения о:

  1. состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
  2. радиационной обстановке;
  3. стационарных источниках, уровне и (или) объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  4. обращении с отходами производства и потребления;
  5. мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Правила размещения и обновления указанной информации дополнительно будут установлены Правительством Российской Федерации.

 
2021-02-16

С 16 февраля 2021 года вступил силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.01.2021 № 59, которым утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Утвержденной Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих установленные нормативы.

Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды:

- в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);

- в период действия НМУ, когда юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.

В приложении к Методике установлены таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды,
в отношении конкретного загрязняющего вещества.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Методика не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия.


 
2021-01-05

С 05.01.2021 приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 утверждена методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Методика определяет порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов нормативов допустимых выбросов.

При установлении предельно допустимых выбросов учитывается категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), присвоенная такому объекту ОНВ при его постановке на государственный учет объектов ОНВ, или соответствие планируемых к строительству, реконструкции и вводу в эксплуатацию объектов ОНВ критериям отнесения объектов ОНВ к объектам I, II, III и IV категорий, установленным на основании статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Предельно допустимые выбросы не рассчитываются для объектов ОНВ IV категории.

Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования и действует шесть лет со дня его вступления в силу.

 
2021-01-01

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1521 утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Критерием таких объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, является использование, в том числе:

· поверхностных водных объектов, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

· особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

· водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности,

· водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

· водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год и др.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору, является использование поверхностных водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору.

Постановление вступило в силу 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.

 
2020-12-08

Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части замены некоммерческим организациям административного наказания в виде административного штрафа предупреждением

Часть 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена положением, в соответствии с которым некоммерческим организациям штраф за впервые совершенное административное правонарушение заменяется предупреждением.

В законе предусмотрено, что замена штрафа применяется в случаях, когда нарушение было выявлено в ходе государственного или муниципального контроля (надзора) и оно не причинило вреда (не создало угрозу его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства и т.д.

 
2020-08-31

с 1 января 2021 г. Приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 утверждены Правила охоты.

Новая редакция Правил регламентирует обязанности граждан при осуществлении охоты, в том числе коллективной.

Документ определяет требования к охоте, к отлову и отстрелу охотничьих животных, регулированию их численности, использованию световых приборов и тепловизоров, применению механических транспортных средств и летательных аппаратов.

Правила дополнены новым положением, направленным на обеспечение безопасности при осуществлении охоты - обязанности носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости.

Главам регионов предоставлено право введения ограничений (вплоть до полного запрета) в отношении применяемых способов и сроков охоты, как во всем субъекте, так и в отдельных охотничьих угодьях.

 
2020-07-31

Федеральным законом от 31.07.2020 № 298-ФЗ внесены изменения в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

При пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать требования, При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.

 
2020-07-01

С 01.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» в котором урегулировано проведение агролесомелиорации

Внесенными изменениями в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации законодателем определено понятие мелиоративных защитных лесных насаждений.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в целях обеспечения коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, посредством использования полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений.
Это вид мелиорации земель направлен на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв с помощью создания мелиоративных защитных лесных насаждений посредством осуществления мероприятий по проектированию, созданию и содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений.
Законом на правообладателей земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, возложена обязанность по содержанию мелиоративных защитных лесных насаждений в надлежащем состоянии и проведению мероприятий по их сохранению.

 
2020-06-08

Федеральным законом от 08.06.2020 № 179-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья

В частности, установлено, что к участкам недр федерального значения относятся не все участки недр, содержащие месторождения лития, как было установлено Законом РФ «О недрах», а только содержащие коренные (рудные) месторождения этого металла.

К полномочиям органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд.

Пользователи недр, которые осуществляют геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов, получили право осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях. Ранее такое право было предоставлено только юридическим лицам с госучастием.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.



 
2020-06-06

Письмом Росводресурсов от 02.06.2020 разъяснена процедура разработки нормативов допустимых сбросов

Так, сообщается, что отдельной процедуры по согласованию и утверждению Росводресурсами нормативов допустимых сбросов (НДС), рассчитанных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II, III, IV категорий, не предусмотрено.

Для объектов I категории допускается возможность выдачи и переоформления разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с 01.01.2019 и до получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Для стационарных источников, находящихся на объекте I категории, требуется либо расчет НДС для включения его в заявку на получение КЭР, либо расчет и утверждение НДС для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.




 
2020-05-28

Письмом Роспотребнадзора от 28.05.2020 рассмотрено обращение по вопросу учета выбросов нестационарного источника при расчете химического воздействия на окружающую среду

В частности, при установлении неблагоприятных условий выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и подготовке исходных данных для расчета концентраций загрязняющих веществ должна учитываться нестационарность мощностей и других параметров выброса источников выбросов и их совокупностей (в течение суток, года, технологических циклов).

При постановке объектов на учет сохраняется единый принцип учета выбросов по каждому объекту.

При поведении санитарно-эпидемиологической экспертизы предметом оценки является объект воздействия на окружающую среду. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы по отдельным объектам (промышленным площадкам) осуществляется в соответствии с законодательством.

 
2020-05-22

Минстрой России информирует «С 1 июля вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод»

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Постановление устанавливает новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты.

Кроме того, обновлена существующая система компенсации наносимого экологического ущерба.

Важным нововведением является утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы.

 
2020-04-24

Федеральным законом от 24.04.2020 № 146-ФЗ были внесены изменения в статью 43.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Как отмечает законодатель, плановые (рейдовые) осмотры проводятся непосредственно в местах осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов и позволяют оперативно выявлять возможные нарушения в деятельности юридических лиц.

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случаях, установленных федеральными законами, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

В этой связи настоящим Федеральным законом установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется без проведения плановых проверок.